И вот, проехавши за последние полтора месяца по всей России, от Кургана до Туапсе, да еще по нескольку раз, хочу поделиться своими впечатлениями о дорогах.
Сравнивать мне приходится с десятилетием ранее. Тогда я тоже проезжал по M-4, М-5 и М-7 в разных сочетаниях.
Так вот, за эти годы все сильно изменилось, причем довольно неоднозначно. Надо учитывать, конечно, что и машин стало гораздо больше - это главный фактор.
И вот мои впечатления. Сначала о положительных.
+1. Еда. Кардинально изменилась сервисная подорожная картина. Появилось огромное количество частных кафешек, мотелей, магазинчиков. Налицо бурлящая частная инициатива, прежде всего энергичнейших кавказцев. Даже в самых депрессивных и голодающих регионах России (их большинство, чего уж скрывать) - бизнес на автомобилистах и дальнобойщиках развивается на глазах. Даже за две недели, проезжая на том же месте, появляется что-то новое. Огромное количество очень дешевых и вкусных кафе - средний чек за плотный обед на двоих (с пивом!) составляет 200-400 рублей. Из трех блюд с салатом, отмечу. Причем иногда за эти смешные деньги встречаются настоящие кулинарные шедевры, когда повар любит свое дело. Такого отменного густого харчо из баранины за 60 рублей, как где-то под Ростовом, я не встречал давно даже в дорогих московских кавказских ресторанах. Вообще, на трассе цены в кафе на напитки равны магазинным.
+2. Ночлег. Ситуация с ночлегом изменилась вообще кардинально. Теперь нет ночевки в машине где-то за лесополосой на трассе. На каждом шагу - новенькие мотели с номерами гораздо интереснее многих дешевых московских отелей, но с ценой 1000-1500 за номер на двоих, с ТВ и горячим душем. Есть варианты по 300 рублей за нос. Для самых экономных распространен вариант с ночевкой в машине на охраняемой стоянке всего за 50 руб.
+3. Дороги. Что бы кто ни говорил, дороги в России активно перестраиваются. Наиболее радикально сейчас строится трасса M-4 до Сочи, из-за Олимпиады. Но даже в Удмуртии я видел многие километры нового асфальта в 4-полосном исполнении. Вокруг Перми выстроена первоклассная объездная дорога (все равно в городе смотреть нечего). Прекрасные дороги во всей Татарии. От Нижнего до Москвы - тоже все превосходно. "Зеленый" участок M-4 идет до границы Московской области, тоже обновляется, но все хорошо - а вот дальше придется тащиться со скоростью 90. Краснодарский край копает вообще везде, так что двухполосных дорог куча - но оно того стоит в перспективе.
+4. ДПС. Невероятно вырос уровень общения инспекторов ДПС. С дорог практически исчезло хамство, провокации. Многие инспекторы улыбаются. Претензии носят вполне конкретный деловой характер, и вполне мотивированы.
А теперь минусы, они тоже достаточно жирные.
-1. Самая кошмарная ситуация на дорогах - из-за совершенно хаотичной расстановки дорожных знаков. Причем этот хаос наблюдается на территории вообще всех областей без исключения, что позволяет говорить о федеральной системности проблемы. Кажется, никто вообще не отвечает за правильность их расстановки и последующей отмены. Собственно, отмены ограничений нет даже на большинстве стационарных постов ДПС и во множестве населенных пунктов. А уж автодорожники вообще не утруждают себя простановкой отмены ограничений по скорости, скажем, 40 (до ближайшего перекрестка может быть 20-30 км), или актуальным убиранием ограничивающих знаков. Им надо делать дороги, гаишники этим тоже не занимаются. В результате - полный хаос на дорогах. Верить ни одному знаку нельзя. Водители на глаз определяют продолжительность их действия. И коррупция тут, похоже, правит бал - временные посты ДПС стоят почти исключительно на безопасных участках движения с отличным покрытием, но с неведомыми ограничивающими знаками.
-2. Скоростной режим. Он давным-давно не соответствует современности. На дорогах - современные мощные машины с умным управлением, а скоростной режим по-прежнему рассчитан на древние "копейки" и "москвичи". "Зеленых" участков дорог хватает только в западном направлении. На восток и юг их вообще нет. А дорожное покрытие и характеристика транспортного потока давным-давно позволяет на приличных участках трассы позволять для них режим 110-150. Это понятно всем - водителям, гаишникам, пассажирам. Но не решается, и причин этого абсурда вовсе не понять. Экономический ущерб не поддается подсчету...
-3. Платные дороги. Появились на М-4 в районе Воронежа одна платная дорога и одна вот-вот платная. И это безобразие. Совершенно непонятно, почему за дорогу, построенную и десятилетиями ремонтируемую за наши налоги, берут деньги чужие мордатые дяди. Даже 20 руб. Никаких новаций или усовершенствований вообще нет. Скоростной режим - те же 90. Была бы новая, скоростная и в объезд чего-то - было бы понятно, за что платить. Но тут нагло приватизировали участок старой советской трассы, вообще ни за что. Коррупция, конечно. Надо ли добавлять, что она по-советски непрямая, уж совсем не автобан...
Такие вот итоги.
Можно подытожить: дороги расширяются, осовремениваются, наливаются частной инициативой, но по-прежнему остаются легко устранимые пятна коррупции и бардака.
Про взятки ДПС не говорю, потому что это пока единственный балансирующий и регулирующий механизм во всей громоздкой и неосмысленной системе.