guruken (guruken) wrote,
guruken
guruken

Мастер и Маргарита

После вчерашней чудовищной сцены бала Воланда я уже собирался наконец-то сказать и свое мнение об экранизации "Мастера и Маргариты". Даже слова заготовил. Но вот увидел речь мудрейшего человека, который сказал все то, о чем хотел сказать я.

Роман Виктюк:

— В этой книге есть тайна между строк, между букв, там есть шифры, и эти шифры пытается разгадать каждый в меру своей метафизической подготовленности. В фильме тайна прячется, исчезает, и ты даже не догадываешься, что она есть. У тех, кто не читал этот роман, а только слышал о нем, и сейчас смотрит по телевидению — остается один примитивный сюжет. Не может быть так, чтобы магия этой книжки не была передана средствами кино. Средствами монтажа, средствами, которые присущи только великим, я в этом убежден, кинематографистам.

Если бы эту ленту или хотя бы одну ее часть делал Сергей Параджанов, хотя бы ту часть, которая связана с Иешуа и Пилатом, мы бы, наконец, может быть, ощутили ту вековую, так как он один умел это делать, силу мифа. А миф раскрывать средствами натуралистического, реалистического кино — это не приводит ни к одной из загадок этой книги. Потому что если это житейская сцена, то каждый может себя и с Христом-Иешуа сопоставить, и тем более с Пилатом. Вся штука в том, что когда мы смотрим светскую живопись, то мы можем себе сказать — я выгляжу даже лучше. Если это религиозное искусство, миф, то он просвечивает тебя так, что ты не можешь себя сравнивать с этим персонажем, ты можешь только дорасти.

С персонажем Сережи Безрукова будут согласны все милиционеры, ведь это не Иисус, а очередной милиционер, правда, на этот раз сделавший себе перманент и отрастивший длинные волосы. Вот только что у нас был сериал про Есенина — такая же поверхностная штука. И не может человек, артист, за шесть съемочных дней воплотить дух и душу Иешуа. Не может! А Сережа Безруков — может! В перерыве между съемками о Есенине.

А как тело Христа сделали в этом сериале — это чудовищно, потому что если хотя бы взять и просмотреть живопись, которая дает богатейший материал, становится понятно, что там есть свои таинственные знаки, символы. Вот этот символ из этого фильма ушел. Но осталось примитивное сюжетное следствие. И все будут только вспоминать о смешных вещах.

А кот, который одет как в кукольном театре? Его изображает низкорослый артист в таком балахоне, который только на карнавале и можно одеть, но это не имеет никакого отношения к тому, что мистически предвидел Булгаков. Потому что кота видит только тот человек, который смотрит. Другой человек этого кота уже не видит. Это своеобразное направление психики человека на двойное восприятие предмета, вещи, объекта, человека или субъекта. Вот эта структура потеряна совершенно. И осталась масса вопросов.

Лавров играет Пилата, как секретаря обкома партии, который устраивает допрос. Он не расшифровывает мысли Иешуа, хотя в книге они параллельно мыслят и предвидят, что скажет каждый из них. И не может быть такая Маргарита, которая смотрит на Мастера, а в каждом глазу у нее — рубль, потому что она высчитывает, сколько получит за съемочный день. Ну не может быть такого практицизма вне этой жертвенности, вне безумия. Она все-таки ведьма, а у ведьмы в глазах не деньги, а душа другого человека и своя душа.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments