guruken (guruken) wrote,
guruken
guruken

О мелодиях

Однако иногда пламенное сердце композитора не выдерживало, и тогда он начинал выруливать на свое профессиональное. Глаза Зацепина загорались, он становился по-настоящему интересным: «Когда я учился в Алма-Атинской консерватории, мой педагог Евгений Брусиловский говорил: «Вот, смотри, здесь у тебя одна нота соль, потом вторая нота соль, а совсем рядом еще и еще. Семь соль в коротком временном промежутке! Они приедаются слушателю, получается слишком однообразно…» – «Но я компенсирую все это разнообразием гармоний!» – «Нет, главное – мелодия. Добивайся, чтобы ноты не повторялись так часто, делай интересную мелодию, делай неожиданности, а гармонии – это потом, во вторую очередь!»


То есть Зацепин на свой страх и риск переводит разговор на иной качественный уровень, Зацепин взыскует смысла. Но не тут-то было, импозантный Бэлза уничтожает саму идею качественного разговора, не давая зацепинской мысли развернуться, решительно переводя разговор в русло бытовых анекдотов: «Я читал, что получить квартиру в Москве вам помогала Александра Николаевна Пахмутова, так ли это?» Господи помилуй, ну раз читал, значит так оно и есть! Зацепин уныло подтверждает то, в чем ведущий не сомневался. Таким образом подрывается сама идея продуктивного диалога. Вопрос уже содержит ответ. С таким же успехом можно было бы обращаться к фотопортрету, надобности в живом Зацепине – никакой.
http://vzglyad.ru/columns/2006/12/8/59815.html
===================

Замечательный фрагмент из колонки Манцова во "Взгляде".

А ведь, между прочим, Зацепин рассказывает пластмассовому Бэлзе очень важный для каждого настоящего песенного композитора момент. Меня вот всегда мучил этот вопрос. Зачем подменяется игрой гармоний мелодическая изощренность? В русской мелодической традиции нет такой игры.

Можно, конечно, на "соль" поставить сначала соль минор, потом на нее же - ми бемоль мажор, потом на нее же - до минор, и так далее в субдоминанту. Для Майкла Наймана даже в этом смысл музыки заключен.

Но когда мелодию можно просто напеть без аккомпанемента, и она самодостаточна - это высший класс. Жаль, что у нас очень мало сейчас таких песен. Поп-композиторы еще как-то стараются, а с рок-музыкантами просто беда. Самодостаточной мелодии нет совсем.

А Зацепина этому учили. И его мелодии нас переживут.
Tags: only ethno, only jazz, only pop, only rock
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments