guruken (guruken) wrote,
guruken
guruken

Category:

О жизни музыкального телевидения в России

Прислали несколько вопросов о жизни музыкального телевидения, для дипломной работы. Я честно ответил. Возможно, кому-нибудь интересны мои ответы.

1) Чем сегодня характеризуется вещание музыкальных каналов Муз-ТВ и MTV? В
чем заключаются особенности построения их эфиров?


- Это частные коммерческие каналы, и единственная цель у них - зарабатывать
деньги для своих учредителей. Поэтому все, что принесет деньги или рейтинг,
через рекламу обращаемый в те же деньги, приветствуется. Я не вижу особого
различия между каналами, как это было в первые годы после запуска MTV
Россия.

Эфиры строятся принципиально одинаково. Музыка ставится в эфир ради платных
SMS-сервисов, остальные программы - ради рейтинга. Разве что в последний год
эфир Муз-ТВ все больше напоминает статьи-подборки из глянцевых журналов про
селебритис. Кинопоказ присутствует на обоих каналах, новости тоже - различия
нет. И главное, - его нет в идеологии. Два сереньких канала.

2) Чем руководствуются руководители каналов при выборе тех или иных
программ для эфира?


Руководствуются рейтингом. Как они сами признаются мне в интервью, каждый
чих канала они дотошно отслеживают по Гэллапу. Иногда выбор удачен, иногда
ошибочен. Например, кто бы мог подумать, что реалити-шоу с Лазаревым
провалится, а реалити-шоу с Ксенией Собчак взлетит в лидеры рейтинга? Но так
случилось. Руководители каналов делают выводы. Мало трэша - дадим трэша. Но
креатива в программной политике настолько мало, что обсуждать всерьез это не
приходится. Оба музыкальных канала являются аутсайдерами рейтингов, и в
ближайшее время без кадровых изменений ситуация не изменится.

3) С чем связано то, что непосредственно музыки (видеоклипов) на
музыкальных каналах становится все меньше, а их место занимают
телепрограммы?


Тому есть две серьезных причины. Во-первых, упал интерес к самой музыке у
целевой аудитории этих каналов - девочек 14-19 лет. Поэтому приходится
микшировать имена поп-звезд и реальные интересы публики - мода, секс,
знакомства. Получаются уродливые гибриды, но интерес своей целевой аудитории
они держат.

Во-вторых, в дело опять вмешивается пресловутый рейтинг. Клипы в какой-то
момент перестали привлекать аудиторию. Музыкальные каналы вместо того, чтобы
воспитывать музыкально ориентированную публику, принялись копировать опыт
своих более успешных немузыкальных каналов - ставить в эфир кино, мультики,
ток-шоу. Но парадокс в том, что никакой прибавки к рейтингу это не принесло!
Как было у каждого по 1-1,5% аудитории, так и осталось. До цифр СТС или хотя
бы ТНТ - и близко не дошло. Так ради чего затевались такие перемены?
Проблема в том, что благодаря этим мероприятиям по удержанию рейтинга у
каналов исчезла база для роста аудитории. Те, кто смотрит музыкальные каналы
сейчас, музыкой почти не интересуются. Вот что случилось. И какое будущее
будет у такого музыкального канала?

4) Как можно оценить влияние музыкальных каналов Муз-ТВ и MTV на молодежь?
"Учат" ли чему-нибудь программы этих каналов и чему, если да?


Коммерческий канал и не должен чему-либо учить молодежь. Его функция -
сугубо развлекательная. Что не отменяет развлечения для более серьезной (и
платежеспособной!) публики, которое исчезло подчистую. Если раньше на MTV
можно было посмотреть концерт Pink Floyd, то теперь в лучшем случае - Бритни
Спирс. Замена более чем неравноценная.

Можно говорить о другом. Музыкальные каналы тесно сыгрались с мейджорами. А
у мейджоров свои цели, у них огромный пласт своих артистов, которых надо
продавать. В результате мы видим в эфире абсолютно непопулярных среди ЦА
каналов артистов - рэпперов, хип-хоперов, даже соул. Казалось бы, рейтинг
падает! Но в результате мейджоры "заражают" наивную детскую аудиторию своими
подопечными, а каналу компенсируют потерю рейтинга бартерными операциями.
Вот откуда на телеэкране столько незнакомых артистов, чьи имена мы даже не в
состоянии запомнить. Это "работа" мейджоров с будущими поколениями.

5) Как выглядело музыкальное вещание на российском ТВ до появления
федеральных каналов Муз-ТВ и MTV? Охарактеризуйте, пожалуйста, период
80-90-х гг. На какие программы того времени стоит обратить внимание? Что
они собой представляли?


Муз-ТВ появился в 1995 г. Если брать советское время, то музыкальных каналов
не было совсем. И каналов-то было немного. Музыкальное вещание состояло из
двух типов программ - периодических и праздничных. Отголоски советских
праздничных программ и сейчас можно видеть на больших телеканалах в день
Милиции, Пограничника, Победы и т.д. В их проведении почти ничего не
изменилось. Единственным ярким исключением был "Голубой Огонек", который
сначала выходил в новогоднюю ночь, а потом стал делаться под каждый крупный
праздник.

Периодические же программы были куда профессиональнее и разнообразнее
нынешних, даже учитывая факт цензуры. Многие годы главной музыкальной
программой страны была "Утренняя почта" с Юрием Николаевым. Череда клипов с
остроумным конферансом задавала музыкальную моду в стране. В праздничные
ночи всегда выходила программа "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады", в
которой появлялись звезды мировой музыки. Классическую музыку превосходно
обозревал "Музыкальный киоск" с музыковедом Элеонорой Беляевой. Нельзя
не упомянуть блистательный "Кабачок 13 стульев", самую рейтинговую программу
тех лет, где актеры московских театров изображали эстрадных исполнителей из
соцстран. Это было качественно с музыкальной стороны, и гомерически смешно с
театральной.

С началом перестройки на ТВ хлынула рок-музыка. Сначала в
общественно-политической программе "Взгляд" появились целые музыкальные
блоки с Аквариумом, ДДТ, Наутилусом Помпилиусом и т.д. Затем появилась
"Программа А", где транслировались живые рок-концерты. Она сыграла
невероятно большую роль в истории нашей музыки. Больше всего не везло
этнической музыке - что в советские времена, что сейчас. Эфиры были и
остаются глупыми, неинтересными и формальными.

В целом, музыкальное вещание до появления Муз-ТВ и MTV было жестко
структурировано. И по своему продумано. Но оно не могло не измениться,
поскольку рухнула система худсоветов, и в музыку пришло количество артистов,
в сотни раз превышающее количество артистов в прежние годы. Существовавшая
структура не была подготовлена к такому наплыву. И появление первого
музыкального канала "2х2" в 1989 году стало ответом на запросы времени. Его
неудачная бизнес-модель дала толчок для появления Муз-ТВ, который до сих пор
жив-здоров.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments