Вообще нынешний верхний класс симпатичен в том смысле, что он куда свободнее в своих вкусовых пристрастиях. Когда-то все гуртом восхищались Yes и Pink Floyd, ходили на "авангардные" выставки художников - и были, увы, куда более зависимы от вкусов своей тусовки.
Теперь можно слетать на микрофестиваль нонконформистов в Голландию, посмотреть кино в Санденсе - но кто это делает?
Противостояние попсы и честного человека в том виде, в каком оно было в 80-е и 90-е, закончилось. Мы копаемся в своей частной жизни, любовь и измены, - но чем это отличается от официозного кино 80-х, которое так не любили олдовые хиппи? Оно теперь кажется вершиной индивидуальной честности. А Шукшин - тончайшим психологом, на фоне нынешнего Михалкова и Первого канала.
Нонконформизм сегодня - это умение чередовать просмотр Фабрики Звезд и Дома-2 с походами в консерваторию и рок-клуб. Причина - в контексте. В советское время контекст был один на всех, и выбирать не приходилось - радио "Маяк" доставало тебя даже в горах. Теперь, чтобы понимать контекст - и отталкиваясь от него, быть нонконформистом, - нужна душевная работа. А это сложно.
Гораздо легче глаголить о вечном, о личной жизни, - все и ничего. Мне кажется, отчасти поэтому нонконформистов так мало. И даже те, что есть - они чувствуют себя замаринованными. Нужен размах, энергия, хлесткость - но где их взять иначе, чем познать социум как он есть?